СТАТЬИ

МНЕНИЕ: Жюри о первом конкурсном дне фестиваля ВЕСНА БНТУ 2018

Шквалистый весенний ветер сдул последние страницы календаря, оповестившие о скором приходе настоящей весны, а именно политехнической «Весны БНТУ 2018». И открыл его по-настоящему «блудный сын» фестиваля День инструментальной музыки, сын,которого два года подряд подменял младший брат Оригинальный жанр. (Факультеты, не прятавшие инструменты в две прошлые «Весны» либо что-то знали, либо искренне верили в чудо.)

Пересменка, однако, не прошла бесследно – теперь практически каждый факультет мог похвастаться полноценным номером! Излюбленные фонарики смело перекочевали на гитары, скрипки или просто на пол (ЭФ, ФММП, ФИТР). Светящиеся звезды на юбке девушки со ФТУГа тоже своего рода дань почтения празднику оригинального жанра. Без постановочно-шутливых элементов не обошлось у ВТФ, ПСФ, ФЭС, МСФ. На выступлении АТФ музыканты вообще убили одним выстрелом нескольких зайцев – и на «Весне» выступили, и новую ячейку общества считай создали. (Или это все-таки было постановочное предложение руки и сердца?) Классические для дня инструментала самодостаточные музыканты с МТФ и СТФ, репертуар для тех, кто любит потяжелее от ФТК, политехнические кавер-версии разнообразных жанров (ИПФ, АФ, СФ)…

Но вот что об этом думают члены жюри и почему, собственно, в 2018 к нам вернулся инструментальный жанр?

Инна Александровна Туманова: «Я очень довольна сегодняшним днем – это лучший из инструментальных дней, которые когда-либо проходили в БНТУ. Решение вернуть этот фестивальный день обосновано тем, что в университете действительно много играющих ребят, которые постоянно приходят к нам с просьбой предоставить базу для занятий. Инструментальное творчество, так или иначе, не спало два года, а продолжало существовать, и ему просто необходимо было дать выход. Два года было некоторого рода музыкальное затишье, которое мы сами спровоцировали. А что касается оригинального жанра, он, конечно, очень обширен и широк для профессионалов своего дела, но, будем говорить честно, чтобы быть полноценным, он требует больших материальных затрат. Инструментал же подразумевает, что где-то у кого-то в чехле, в антресолях, на полке, да и лежит тот или иной музыкальный инструмент. Поэтому и было решено возобновить на «Весне» инструментальный жанр. Конечно, после фестиваля мы еще раз все проанализируем, спросим у самих ребят. Возможно, периодически будет возвращаться и оригинальный жанр».

 

Что Вы можете рассказать в целом о своих впечатлениях после сегодняшнего праздника инструментальной музыки?

 

«Вообще я очень поражен, что подобное движение так развито в студенческих рядах. Возможно, я давно не общался со студентами – обычно они приходят ко мне в студию и волнительно дрожат около микрофона. А тут была потрясающая энергетика – группы, оркестры, биг-бенды. Я вообще не мог себе представить, что у студентов такое активное музыкальное движение – это здорово! Особенно поразило обилие ударных установок. В моей молодости в институте стоял «Энгельс»*, потом, когда появилось «Амати»* – это было настоящее сумасшествие (* – названия непосредственно ударных установок; прим. ред.) Сегодня, конечно, проще заниматься творчеством. Хотя, с другой стороны, в нашу эпоху интернета, когда все свободное время занято современными технологиями, поразительно, что люди находят время и желание на подобные увлечения».

Музыкант и композиторСвятослав Позняк

 

«Я, наверное, не очень строгий критик – мне вообще все очень понравилось. Сам факт, что ребята, выбравшие себе совершенно не музыкальные специальности, настолько творчески и музыкально классно могут себя показать, приводит меня в восторг».

Певица и композитор Юлия Глебова

 

«Как всегда хорош, но, действительно, с каждым годом он становится лучше и лучше».

Руководитель народного оркестра народных

инструментов БНТУ РомуальдПармон

 

Что касается вопроса о решающем критерии при оценивании выступлений и что все-таки важнее: техника владения инструментом или умение правильно подать себя на сцене – мнения жюри разделились.

 

«Слаженность – меня больше всего интересует ансамбль как таковой. Понятно, что каждый музыкант, когда он выходит индивидуально играть, отвечает только за себя. Но, когда человек играет в ансамбле, он отвечает не только за себя, в этом случае на нем лежит двойная ответственность. И поэтому для меня особенно важно, насколько слаженно коллектив играет, насколько его участники чувствуют друг друга, насколько они видят, что происходит на сцене. Если говорить о раскованности на сцене, сегодня были люди, которые меня приятно удивили. Как правило, когда человек мало общается со сценой, он автоматически зажимается, впадая в панику. Но есть люди, которые пусть где-то и не совсем профессиональны, но за счет своего характера и напора, не закрепощаются на сцене. И это очень здорово. Сегодня были ребята, которые пусть где-то чего-то еще не умеют, но за счет своей энергетики они делали потрясающие вещи».

 

Первый трубач симфонического оркестра

«Белтелерадиокомпании» Андрей Олейник

«Важнее все-таки качество игры, а харизму выступающего создает сам зритель, потому что в инструментальной музыке особое внимание стоит уделять именно исполнительскому мастерству».

Руководитель народного оркестра народных

инструментов БНТУ РомуальдПармон

 

«Конечно, многим, возможно, не хватает какой-то технической отточенности, но, делая скидку на то, что вуз все-таки технический, я больше всего обращала внимание на подачу, слаженность, на умение вовлечь зрителя в процесс».

Певица и композитор Юлия Глебова

 

Касаемо того, что не допустимо во время выступления высказался композитор и музыкант Святослав Позняк: «Мне сегодня не понравилось, что во время выступления мальчика-пианист, весь зал разговаривал. Мне пришлось попросить людей рядом вести себя потише. Потому что мы все участники концерта: и зрители, и жюри, и артисты, мы все должны соблюдать этикет».

 

Свой комментарий относительнодуховиков «Политеха» дал первый трубач симфонического оркестра «Белтелерадиокомпании» Андрей Олейник: «Нюанс, который особенно опечалил – это отсутствие подзвучки. Это касается всех духовиков, только последний саксофонист хитро вышел с микрофоном-прищепкой. Остальные, честно говоря, совершенно неправильно стояли на сцене. Духовикам, особенно без подзвучки, нужно стоять впереди, на авансцене. Но они, к сожалению, либо технически не вытягивали, либо вовсе их звук фактически пропадал в зале».

 

А певица Юлия Глебова поделилась своим мнением относительно того, что начинать заниматься музыкой не поздно в любом возрасте: «Если хочется заниматься музыкой, то начать никогда не поздно. Я часто бываю в заграничных поездках, и прекрасным примером является Германия, где люди начинают учиться музыке после выхода на пенсию. Потому что на это наконец-то появляется время. Главное, чтобы это приносило удовольствие».

 

И напоследок вопрос дня: откуда на сцене возникло две ударные установки – развеяла Инна Александровна Туманова: «Если смотреть внимательнее, но ударных установки было даже не две, а почти четыре. Одна, естественное, из центра культуры. Не так давно строительный факультет купил индивидуально ударную установку для своих ребят, развития направления. И, как уже было сказано, есть многочисленные группы, коллективы, которые на постоянной основе при факультетах занимаются музыкой, у которых также есть свои собственные инструменты».

Встретимся на Празднике танца!

comments powered by HyperComments
20.04.2018